Рубрика > Свадебные традиции

Сватовство и свадьбы в Нижегородской губернии(часть 2)


    На день свадьбы начинаются самые большие пиршества. После венца гости пируют,  причем в старину сначала угощали гостей  попроще, а к вечеру подъезжали «ГОРНЫЕ» т.е. самые почетные приглашенные. Молодые, во время пированья, находятся вместе с гостями, сидят в переднем углу застолья. В некоторых деревнях молодоженов усаживают на вывороченный овчинный тулуп и при этом они к кушаньям не прикасаются.

    Существовал обычай, в конце свадебного стола, подавать пирог в виде  поросенка, на верху которого сидел сделанный из теста пастух, он  украшался разноцветными лентами и разносился  гостям девушками, которые и выпекали его. Пирог разносился для всех участников застолья и если при порезке кусок разваливался или обрывалась ленточка, за него гости платили девушкам деньги.

    Не отвергнут обычай и в наши дни, провожать молодых «на постель», а затем, через некоторое время, подымать новобрачных. Пиршества днем свадьбы не заканчиваются, а продолжаются и в последующие дни, начинаются взаимные визиты, «ОТГОСТКИ» и «ПЕРЕГОСТКИ» по родственникам новобрачных.   

    Обрядов и обычаев, в Нижегородском крае настолько велико, разнообразно и интересно, что на основе исследовательских работ этнографов и краеведов:
А.Мельников «Этнографический очерк Нижегородской губернии»,
М.Поспелов  «Свадебные обычаи Ветлужского края»,
А.Терещенко «Быт русского народа»,
И.Покровский «Нижегородский сборник, т.II.
И.Смирнов «Мордва  Историко-Этнографический очерк».
Предлагаем наиболее интересные и курьезные, для взгляда из нашего времени, зарисовки.


     На Ветлуге, в день свадьбы, когда молодые садятся в повозку, чтобы ехать к венцу, дружка берет хлеб, соль и медное распятие, и с причитаниями три раза обходит поезд. Такой же обычай существовал и в нагорной части губернии,  только поезд обходили  без хлеба-соли и вместо распятия носили благословенную икону или икону Михаила Архангела.

    После венца происходил обряд «ОКРУЧИВАНИЯ» молодой, а заключался он в следующем. Прямо в церкви на молодую надевали бабью кику. Кика-это бабий головной убор, с рогами (сорока без рогов, кокошник с высоким передом). На горах такой обряд назывался «БАБИТЬ».